«Вокал: Репетиция или Саморазвитие?»
МУЗПРОИЗВОДСТВО
ВОКАЛ: РЕПЕТИЦИЯ ИЛИ САМОРАЗВИТИЕ?

Меня неоднократно засыпали вопросами как в условиях выживания в навязанных социальных ограничениях можно заниматься творчеством. А в данном случае, где и как можно тренироваться-репитировать? Этот вопрос в общем-то решается достаточно просто. Расскажу исходя из собственного опыта.

Летом, тренируюсь на природе. Но выезжать в лес накладно, да и не в каждом лесу проорёшься в голос. Я сажусь на велосипед и еду за город по шоссе под песню. Причём, дыхалка работает лучше чем на любой современной тренировке (за исключением Славянской гимнастики). Даже когда едешь в гору - то не устаёшь и не задыхаешься. Чем протяжнее и мелодичнее песня - тем лучше. Потому что если заставишь организм не бояться полного выдоха, дыхание станет правильным. Пою разные песни (весь свой репертуар - то есть заодно и слова освежаю в памяти), но эталон в данный момент – «Л.Лещенко - Соловьиная Роща». В ней как раз нужно много воздуха выдыхать, а заодно помогает учёбе в диафрагмальном, а не горловом пении. Как только чувствуешь, что начинаешь задыхаться - нужно обязательно переключиться на подобную.

Зимой стараюсь выступать на публике (озвучка свадеб, мероприятий.) но перед этим, так как «голос» уже успел атрофироваться, старюсь репетировать в любом доступном месте каждый день в течении 1-1,5 недели до мероприятия. То есть, сколько хватает личного времени - столько и уделяешь. Но тем лучше, чем больше.

Дома, так чтоб никто не заметил, тоже можно репетировать. Просто включаешь песню громко и ей подпеваешь. Так и ты голос себе поправляешь, повторяя солиста, и соседи не слышат как ты лажаешь. В крайнем случае, можно открыть дверцу шкафа, где на вешалках висят рубашки и брюки, и петь туда – звук, в основном, будет поглощён от распространения по мирным жителям, но себя ты услышишь.

Ни один урок вокала не даст такого опыта, который бы ты мог достичь самостоятельно. Мне поставить голос (и периодически поправлять), помогает ни школа, ни учебники, ни репетиторы, а аппаратура, позволяющая линейно (без искажений) передавать звуковой сигнал. То есть ты начинаешь владеть своими связками тогда, когда себя слышишь и прислушиваешься к организму. Если таковой аппаратуры нет: включаешь на приемлемую громкость нужную тебе минусовку, выставляешь перед лицом какую-нибудь преграду (картонный лист например) и поёшь. Себя слышно отлично – ни один микрофон или усилительный аппарат не даст подобного качества. А опыт репетиций подскажет сам как и что делать дальше.

Есть легенда, которой я, судя по своему опыту, верю. За день перед своим концертом Джон Леннон часто уходил в лес и там орал так, что почти срывал голос. На концерте даже после минутной репетиции, голос звучал волшебно… Дело в том что наш голосовой аппарат - это тоже система мышц и сухожилий - их тоже требуется «качать» и держать в тонусе.

Важный момент. Однажды, когда я, после очередного шестимесячного «простоя», вновь отрепетировался и выступил на торжестве, на следующий день заметил, насколько мне легко дышать, с лёгкостью и невесомо напевать когда-то сложные песни, и даже: двигаться. Вспомнив своё состояние во времена простоев, я осознал, чего себя лишал. Я понял, что нельзя таланту загнивать. Если развил что-то, нужно это не просто поддерживать, а ещё и дальше гармонично развивать. Ведь это смысл нашей жизни - развивать свои способности творца.