Проект «The X-Files»: Призывы: Психологическая безопасность и катастрофа культуры в России
ПРОЕКТ «THE X-FILES»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И КАТАСТРОФА КУЛЬТУРЫ В РОССИИ

Автор: Рамиль Гарифуллин
www.garifullin.kzn.ru
garif@.kzn.ru

Социальная шизофренизация

    Может быть катастрофы, эпидемии, наркомания, психические расстройства, терроризм и т. п. сделают нас умнее образумят и оздоровят наши тела и души?

    Мы отрываемся от своих корней, от своей почвы, благодаря тому, что культура перестала быть культурой. Она не выполняет ту роль, которую выполняла ранее. Она по своему содержанию превратилась в нечто иное. Мы, живя в собственном, стерильном диванно-телевизорном пространстве, где нет работы воли, постепенно утрачиваем способность преодолевать и сопротивляться внешним воздействиям. Благодаря этому в нас исчезает способность переживать чувство ответственности за происходящее. С одной стороны, наша психика, переживает сладкий ужас перед экранами телевизора, а с другой, не ощущает преодолений и лишений. Не в этом ли причина отсутствия в нас чувств сострадания, солидарности и патриотизма?

    Многие наши сокровенные образы, созданные великими мастерами, превратились в нечто иное, вышли из себя и стали орудиями манипуляции. Мы погружаемся в какие-то образы и знаки, которые далеки от реальности и очевидности. Более того, мы даже изучаем их с научной точки зрения (с помощью социологии). Нам рисуют некий мнимый порядок вещей, которого нет. Более того, всякие “познеры” нам дают “корректный анализ” этих вещей. В реальности, в обществе протекает нечто иное, далёкое от мнимого порядка. И всё таки общество развивается, но благодаря случайным событиям (локальным катастрофам), которые порой являются единственным рывком к реальности и способом решения социальных проблем. Эти ложные знаки и образы - симулякры, за которыми часто ничего не стоит, делают нас всё более прозрачными и неразличимыми друг от друга. Мы, согласно Жану Бодрийару освещены этими симулякрами со всех сторон, свет пронизывает нас насквозь, но мы остаёмся невидимыми в ярком свете. Находясь в потоке техники, образов, информации, тиража всего и вся, мы теряем индивидуальность своих мозгов и психики. Телевидение и интернет делают из нас телематического человека. Они, являясь неким интеллектуальным спектаклем общества о функционировании своего собственного мозга, пытаются понять свои же фантазмы, виртуальные вольности и удовольствия. Телевизионный или компьютерный экран трансформирует феномен общения в коммутацию, при которой подобное контактирует с подобным. Мы стали не различимыми друг от друга. Наше различие конфисковала машина. По телефону мы ещё более менее сохраняем свои отличия.

    Всё вышеизложенное позволяет нам сделать вывод, что в настоящее время в обществе, обострились признаки социальной шизофрении (шизофренизации общественного сознания). Её характеристики аналогичны классической шизофрении, описываемой в патопсихологии:

    1. Непоследовательность развития. Нелогичность в принятии решений. Хаос в некоторых его областях. Отсутствие чётко выполняемой программы. Отсутствие направленности общественного сознания и его ориентиров. Средства массовой информации, будучи прямой проекцией общества, также шизофренизируют. Телезрительский или читательский глаз, особенно незрелый, не может сориентироваться в этой вакханалии ненужной и нужной правды, идиотизма и интеллектуальности, любви и порнографии, истинного искусства и суррогатов бездарных, но богатых теледеятелей и т.д. В психологии известно, что долгое отсутствие направленности сознания и установок ведёт к быстрой деградации личности. Эту аналогию можно перенести и на общество.

    2.Двойственность. Неспособность принимать ответственные и эффективные решения, вызванная раздвоением между новым и старым, консервативным и прогрессивным, рыночным и коммунистическим. Общество «мучается застряв между этими двумя мирами». До сих пор мы не определились с выбором. Поэтому мы «желаем как можно лучшего, а получается как всегда».

    Умом мы «рванули» в рынок, а сердцем остались в прошлом. В этой двойственности лежит глубинная причина беспокойств общества и главного тормоза его развития - бюрократии.

    3.Аутизм. Большинство граждан России стали пленниками своих собственных мирков («Cо своим телевизором, со своей колбасой», «Моя хата с краю - ничего не знаю»). Социальная апатия, безразличие и неспособность к субъект-субъектному чувственному диалогу, достигли опасной черты. Благодаря чуждой и болезненной для нашего сознания рыночно-прагматичной психологии, мы стали бездушными средствами друг друга. СМИ, сами того не замечая, благодаря систематическому показу «чернухи» воспитывают в нас толстокожесть и апатию к чужому горю. Это опасная тенденция.

    Рекомендации:

    1.Настало время когда из уст президента должна чётко прозвучать концепция не только социально-экономического, но и социально-психологического развития. По сути своей необходимо восполнить дефицит идеологической работы, которая, к сожалению, сейчас практически не ведётся. (В США практически весь кинематограф и телевидение подчинены национальной идеологии, патриотизму и высокой гражданской самооценке. И во многом это не связано лишь с успехами в экономике ).

    2.Провести такое преобразование СМИ, в результате которого, с одной стороны они не потеряли своей потребительской ценности, а с другой, формировали единую для всех жизнеутверждающую направленность общественного сознания. В частности несмотря на объективность информационных телевизионных программ , в целом они должны носить оптимистическую направленность («Чтобы не погибнуть той смертью, которую придумаем себе сами!»). Развлекательные программы и фильмы должны основываться на «доморощенной» постмодернистской концепции новой и позитивной реальности, которая будет внедряться с телеэкрана в реальную жизнь (Где фильмы после которых хочется подражать их героям, изменять и строить жизнь к лучшему?)

    3.Учитывая трудности реализации вышеприведённого пункта, вызванные сильной конкуренцией кино и видеопродуктов иностранного производства, необходимо, с одной стороны ограничить прокат низкопробных и дешёвых фильмов и передач деструктивной направленности, а с другой, проводить конкурсы и выделять значительные средства на создание лучших отечественных образцов телевидения и кинематографа. (К сожалению, неуклюжие попытки некоторых известных кинорежиссёров возродить дух нации с помощью своих фильмов пока безуспешны в силу недопонимания ими настроения общества. Именно поэтому нужно проводить конференции, конкурсы сценариев и т.п. )



© 19.12.07