Я думаю, эта статья даст вам в полном объёме понять, что я хочу предложить под таким названием. Читайте, думайте, решайте. Источник: Аналитический журнал "Русский предприниматель", Москва, октябрь 2004, n10(22). Автор: Максим Калашников._*Можно ли создать новое общероссийское телевидение, не имея ни миллиарда долларов, ни спутников с ретрансляторами, без доступа к гигантскому комплексу в Останкино? Да еще так, чтобы превратить этот проект в коммерчески привлекательное предприятие? Можно. Именно такой проект считает весьма своевременным и предполагает осуществить молодой режиссер-кинодокументалист Иван Сидельников.*_ В плену "кривого зеркала" То, что нынешние центральные каналы телевидения показывают все что угодно, только не Россию, знают сегодня все. Например, когда мы встречались с Иваном Сидельниковым, на одной из "федеральных кнопок" целых сорок минут шло обсуждение судьбоносного для Родины вопроса: должна ли жена отказывать мужу в интимной близости после рабочего дня? Страны на центральном телевидении нет: есть кошмарное месиво из "чернухи", взрывов, катастроф (и прочей некрофилии), криминала, примитивного пиара, малой толики московских новостей, - и все это обильно сдобрено самыми идиотскими телеиграми. - Современные вещатели так и не заполнили нишу образовательного и научно-популярного характера (и по ряду причин произойдет это еще не скоро), - считает Иван Сидельников. - Информационные службы-"телекнопки" вряд ли смогут перестроить рекламно-коммерческое вещание и подчинить его интересам продвижения необходимых обществу знаний. Общепринятая идеология рейтинговых телевещателей довольно проста: "любая новость должна быть окошмарена"; "позитива не бывает - бывает реклама и PR". В этом смысле наши центральные каналы неизлечимы. Огромные ресурсы политического и информационного влияния сосредоточены в руках узкого круга владельцев и менеджмента СМИ, связанных между собой неформальными отношениями, устанавливающих "теневые нормы" вот такой маниакально-депрессивной информационной политики. Между тем и после 1991-го в стране идет своя жизнь, которую не хотят замечать центральные каналы: люди в регионах борются с кризисом, находят удачные организационные решения, открывают новые производства, создают оригинальные товары и технологии, смелые проекты во всех сферах деятельности. На местах выдвигаются яркие, умные политики, предприниматели, организаторы местного самоуправления и менеджеры. И что же? Мы этого не видим. Русские лишены общения друг с другом, не знают о ценном опыте и новых технологических решениях. Взамен им предложен депрессивный и разрушительный образ страны-помойки, страны-могилы, края вечной войны, развала и катастроф - с набором одной и той же московской "элитной" тусовки. Есть в нынешнем ЦТ и другая сторона: оно слишком дорого. Минута рекламного времени в прайм-тайм стоит до 30 тысяч долларов. А это значит, что отечественный предприниматель и российский производитель не могут пробиться к обществу. Отсюда - засилье рекламы иностранных товаров и пива. Создан устойчивый миф, будто в России ничего больше нет… Как в Америке 60-х В нынешней Российской Федерации есть десятки региональных и городских телеканалов, которые практически не связаны друг с другом. Решение напрашивается само собой: покончить с засильем самодовольных центральных каналов так же, как это сделали американцы в 60-е годы, - породить сетевое телевидение, опирающееся на десятки местных студий с их неиспользованными возможностями. Сетевое вовсе не в том смысле, что его зрителям надо поголовно подключаться к Интернету. Нет, все гораздо проще и доступнее. - Американцы в шестидесятые-семидесятые годы создали сетевые агентства, которые сначала наладили обмен материалами между региональными телекомпаниями, - поясняет Иван Сидельников, - где-нибудь в штате Юта охотно смотрели документальные ленты и новости с Аляски, и наоборот. Затем сетевые агентства приступили к созданию собственных информационно-аналитических программ на основе региональных и международных новостей, которые и транслировались на частотах местных вещателей. И скоро эти программы превзошли выпуски новостей федеральных каналов по популярности - новые люди и свежие идеи "сделали дело". "Сетевые проекты" заинтересовали и объединили разрозненные частные каналы и информационные агентства общей идеей, новыми возможностями влияния на общественную жизнь и новыми перспективами в теперь уже межрегиональном и федеральном рекламном бизнесе. Местные телевизионщики предоставляли свои производственные мощности (съемочную технику, монтажные, транспорт, исполнителей, сеть ньюсмейкеров "на местах"), архивы, возможности для оперативных съемок и освещения событий. Сотрудничая с центральными агентствами (организаторами обмена, заказов и совместной работы), региональные агентства, студии и телеканалы получили взамен общенациональный рынок информации и рекламы, резко увеличилась их аудитория. Со временем бывшие "региональные" студии приблизились по охвату аудитории к общефедеральному уровню. Как следствие пошли заказы на производство фильмов, передач, презентаций образовательного, просветительского и коммерческого характера. То есть был открыт качественно новый уровень производства и сбыта своей информационной продукции. В свою очередь, "мозговые центры" сетевого вещания перешли к созданию собственных программ новостей, тематических передач и документальных фильмов. Сетевой принцип значительно удешевил производство программ. Таким образом в США сформировались крупнейшие медийные группы. За считаные годы (при сравнительно небольших вложениях!) они потеснили старые центральные каналы. Именно так возникли знаменитые СNN Тэда Тернера или Bloomberg - идеологические, сценарные и продюсерские центры. Тернеру не пришлось скупать для этого местные студии - он сработал как истинный предприниматель, предложив малым телеканалам схему настолько выгодную, что от нее было трудно отказаться. Впрочем, приведу совсем свежий пример - возникновение как бы из ниоткуда арабской телесети "Аль-Джазира". Еще недавно о ней не знал почти никто, а сегодня эта компания превратилась в мощнейшую информационную силу. То же самое мы хотим сделать и в России. Создать сетевое русское телевидение. Предприятие, обреченное на успех Почему молодой режиссер взялся за это дело? Потому что сам наткнулся на глухую стену в центральном вещании. Будучи автором оригинальных документальных лент (его фильмы из серии "Русская карта" получили не одну престижную премию), он принялся сам распространять их по региональным студиям, страдающим от дефицита хороших программ. Получилось. Снимая фильмы, он колесит по стране, заводя дружбу с местными телеканалами, - и везде его идею принимают "на ура". Так выстроилась оригинальная предпринимательская схема постиндустриальной эпохи: путь к успеху человека, обладающего не большими деньгами и собственностью, а хорошим умом и завидной энергией. Он плетет свою сеть из уже имеющихся структур: по словам Ивана Сидельникова, налажен обмен программами между восемью региональными телеканалами. Сеть расширяется. Образовалось сообщество единомышленников, создается Институт научного кино. Появились заинтересованные в успехе предприятия структуры. - Например, "уловила момент" и поняла открывающиеся перспективные возможности одна из транспортно-логистических компаний, которой необходима "узнаваемость" и реклама на юге страны, в Сибири и на Дальнем Востоке. Особенно в преддверии появления формирующихся трансконтинентальных транспортных коридоров "Лондон - Москва - Токио" и "Стокгольм - Астрахань - Тегеран - Дели", - говорит Иван. - Прагматичный ход: для нее это выгоднее и дешевле, чем пробиваться на федеральные каналы. Она "приходит" в регион и становится "своей", с иным уровнем доверия. И таких компаний в России достаточно - они разворачивают свои межрегиональные проекты, испытывая нужду в информационном обеспечении. Множеству местных производителей нужно расширять рынки сбыта, рекламируя свои изделия. Реклама на центральном ТВ им не по карману, зато на сетевом телевидении - в самый раз. Да и регионы заинтересованы в сетевом обмене. К примеру, Хабаровскому краю важно показать привлекательность своих южных районов для переселенцев с Чукотки. А жителям Чукотки будет интересно узнать о жизни хабаровчан… Огромный резерв сетевого телевидения - это политики и общественные деятели новой волны, которым нужно продвижение на федеральный уровень, кто хотел бы создать устойчивую ассоциацию определенных идей и точек зрения с собственным именем. Работаем и с ними. Если проект Сидельникова удастся, то новое телевидение просто обречено на успех и на захват многомиллионных зрительских масс. Центральное ТВ в России не охватывает огромные рыночные ниши. Например, в то время как на Западе бурный рост переживает научно-популярное вещание (канал Discovery, к примеру), в РФ это направление совершенно убито, вместо него - массовое производство реалити- и ток-шоу, одно другого дебильнее. Многочисленные продолжатели шедевров "За стеклом" и "Про это" заменили собой советские киножурналы "Хочу все знать", ленты "Центрнаучфильма", "Леннаучфильма" и т. д. "Клуб кинопутешествий", который в СССР рассказывал о необычных уголках родной страны, умер, выродившись перед исчезновением в рекламные ролики по заказу агентств зарубежного туризма. Тихо деградирует "Очевидное-невероятное". Стоит выйти на рынок с высококачественным отечественным продуктом такого рода - и центральные каналы могут быть существенно потеснены в конкурентной борьбе за активную, мыслящую аудиторию. - Возможности тут открываются огромные, - делится Иван. - От распространения восстановленных и оцифрованных советских лент "Леннаучфильма" (а их - более 4 тысяч), к примеру, - до налаживания обмена программами между местными студиями. Например, в Хабаровске мы обнаружили потрясающие материалы о русских первопроходцах Сибири и Дальнего Востока. Великолепные архивы есть у студии "БАМ". У таймырского телевидения - съемки Путоранского заповедника.Кто в России знает об этом уникальном месте? А вот американцы, которых прокатили над Путоранами, потом сознались, что это место впечатляет не хуже "их" Большого Каньона. Отдельная тема - это новые прорывные технологии отечественных ученых и изобретателей. На центральных "кнопках" вы о них ничего не узнаете. Зато сетевое телевидение о них расскажет. Разве людям, по которым больно бьет жилищно-коммунальная реформа, не интересно узнать о новых технологиях, которые позволяют во много раз сократить затраты на отопление и энергоснабжение жилья? Подобные передачи способны содействовать продвижению различных новых технологий в России. А центральные каналы, коли им так хочется, пусть по-прежнему продолжают пустые говорильни на темы реформы ЖКХ. Совершенно незаполненная ниша - это информация о "других русских", об успешных проектах в области местного самоуправления, о социальных инициативах. Тут есть множество примеров для подражания. Дело - за финальной "сборкой" В принципе все "кубики" и "ячейки" для построения сверхнового русского телевидения есть. Осталось их соединить нитями выгодных связей. И региональные агентства новостей, и крупнейшее негосударственное информационное агентство деловой направленности "РосБизнесКонсалтинг", и несколько студий, снимающих отличные ленты, и интернет-версии ряда газет, и знаменитая группа "Меркатор", способная дать потрясающие географические карты в цифровом, рельефном исполнении. Дело - за финальной "сборкой" проекта. А там уж и рукой подать до воплощения главной мечты. - Я рассчитываю, включив телевизор, увидеть в недалеком будущем что-то подобное каналу "Евроньюс", только в русском варианте, - улыбается Иван Сидельников. - Так, чтобы мы могли почувствовать пульс собственной страны. Не бессвязные сводки отрывочной информации, а большую программу с солидными разделами, посвященными и общественной жизни, и политическим новостям, и научно-технической тематике, и экономике, и культуре со спортом. Это, поверьте, совсем не фантастика… А.Шумаков: Ну что ж. Я полностью "ЗА". А вы?
|